Традиции праздника |
Для более приятного просмотра страницы включите музыку
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.
ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Ивана -- к урожаю огурцов". "На Ивана ночь звездная -- много будет грибов". "Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться". А согласно пылкой фантазии якутов, в эту ночь совершаются самые невероятные чудеса. праздников — Ивана Купалы (Ивана - Травника). Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. В коллективной монографии, посвященной исследованию народной культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, говорится о том, что “на большей части территории русских элементы купальской обрядности были частично утрачены Но на Псковщине этот праздник сохранил свое первоначальное значение”.
работали - только по крайней необходимости [… Карову абрядить, есть згатовить, сена убрать, а так не работали …]. иногда даже один и тот же человек: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка. Прошлогодний материал дополняет этот список: Иван Купала, Иван-Купальня, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван, Иванов день, Иван Купальный. В работе Т.Н.Ивановой / территория не указывается/ зафиксированы названия: Богослов, Иван Богослов, Иваньский день, Иван-Креститель; Купальный Иван; Заваркуш, Иван Травный, Иван Веничный; Иван-Градобой, Иван-Градобойник. как лечебные […Рвать хадили звярабой, рамашки, тыщалистник …] ( д.Красяково).
мы были [Рвали багатки, загадывали желание на суженова и клали пот падушку или на потолок; если распустится цвяток, значит жылание сбудится], [Багатки рвали, пот подушку, на потолок торкали. Если распустится, будешь живой и здоровый, а если не распустится, то умрешь]. Отмечается этот обычай и в других деревнях. В работе А.Войтенко на материале Подмосковья записано гадание на 12 цветах: “Гадали в Иван Цветной. Иван-Цвет бывает в июле. Клали двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, щастья мне нагадай”. А сами цветы распределим и на каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цвет: берет цвет и говорит: “Этому чаво?” А тебе надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется”. и в литературе о купальской обрядности на Псковщине. например, в деревне Забелье-3 исполняют песню:
Александровна Дорофеева из деревни Забелье-3: […Вянки должны состоять из 16 видов трав, а трава разныя, и калакольчик, и звяробой, тыщалистник, да разныя трава]. Из литературы известно, что в Порховском районе венки плели из 12 видов трав . Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях “молчаливая вода”. возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи.
[Залисть на трубу, положить стекло, чтобы дым у хате был] (д.Красяково). Уже два года празднуется этот праздник и в самом городе Себеже. Население всего города и окрестностей (старые и молодые, а также родители с маленькими детьми) собирается вечером на центральной площади возле озера. Для них приготовлена развлекательная программа, звучит музыка, песни. Ровно в полночь зажигаются громадные костры, которые расположены на плавающих плотах. А над возвышенными местами вокруг побережья озера поднимаются столбы дыма: в деревнях, расположенных поблизости: там тоже горят купальские костры |